Правила установки мусорных контейнеров: фз, санпин, снип

Содержание:

Ответственность за санитарное содержание территорий населенных мест

6.1. В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении надзор за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также мест общего пользования и пляжей осуществляется органами милиции совместно с органами санитарного надзора.
6.2. Исполкомами городских (районных) Советов народных депутатов утверждаются:

  • титульный список улиц, площадей и проездов, подлежащих механизированной уборке, а также очередность их уборки в летний и зимний периоды года;
  • нормы накопления твердых и жидких бытовых отходов на одного человека в год;
  • список городских территорий, подлежащих уборке силами предприятий, организаций и ведомств;
  • состав инспекции по охране окружающей среды;
  • мероприятия по охране и защите окружающей среды от загрязнения, сохранению природных богатств;
  • организации, ответственные за санитарное состояние набережных, садов, парков, скверов, пляжей, пешеходных переходов, служебно-технических зданий и сооружений, строительных площадок, торговых и зрелищных учреждений и др.

6.3. Учреждения по эксплуатации зданий, жилищные отделы предприятий и учреждений, коменданты и управляющие домами должны:

  • своевременно заключать договоры на удаление бытовых отходов;
  • проводить разъяснительную работу и организовывать население для выполнения мероприятий по соблюдению санитарных правил содержания территорий населенных мест;
  • оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники;
  • обеспечивать сборниками и инвентарем, применяемыми для сбора пищевых отходов, уличного и дворового смета;
  • принимать меры по обеспечению регулярной мойки и дезинфекции мусороприемных камер, площадок и ниш под сборники, а также сборников отходов.

6.4. Предприятиям по уборке следует:

  • своевременно осуществлять (в соответствии с договорами) вывоз твердых и жидких бытовых отходов с территорий жилых домов, организаций, учреждений и предприятий;
  • составлять на каждую спецмашину маршрутные графики со схемой движения;
  • корректировать маршрутные графики в соответствии с изменившимися эксплуатационными условиями;
  • обеспечивать обязательное выполнение утвержденных маршрутных графиков;
  • в районах застройки домов, принадлежащих гражданам на правах личной собственности, осуществлять планово-регулярную систему очистки от твердых отходов не реже двух раз в неделю.

6.5. Специалисты учреждений санэпидслужбы должны обеспечивать выполнение следующих задач:

  • участвовать в подготовке проектов решений исполкомов местных Советов народных депутатов по организации санитарной очистки в населенном пункте;
  • рассматривать и согласовывать материалы по размещению и проектированию полигонов твердых бытовых и промышленных отходов, схемы санитарной очистки городов и др.;
  • изучать и анализировать заболеваемость населения в связи с санитарным состоянием населенных мест;
  • давать предложения руководителям органов жилищно-коммунального хозяйства о проведении рейдов проверки чистоты и уборки территории в зависимости от эпидемической ситуации;
  • проводить один раз в год, а при необходимости и чаще, инструктажи и занятия по санитарному минимуму для специалистов жилищных органов и предприятий по организации системы сбора, удаления и вывоза отходов, с учетом эпидемической ситуации;
  • проводить обучение общественных санитарных инспекторов в соответствии с планом, создавать советы общественных санитарных инспекторов и руководить их работой.

6.6. При организации планово-регулярной уборки территории населенных мест следует руководствоваться:

  • Инструкцией по проектированию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. М., ОНТИ АКХ, 1982;
  • Инструкцией по организации и технологии механизированной уборки территорий населенных мест. М., Стройиздат, 1980;
  • Ветеринарно-санитарными правилами о порядке сбора пищевых отходов и использовании их для корма скота. М., МСХ СССР, 1970.

Главный государственный санитарный врач СССР,
Заместитель министра
здравоохранения СССР А.И.Кондрусев

——————————————————————————————*1. СниП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» (утверждены Госстроем СССР).
*2. «Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила)» N 3183-84 (утвержден Главным госсанврачом СССР 29 декабря 1984 г.).

Отличия для площадок под ТБО и ТКО

Площадки для ТБО и для ТКО — это один и тот же объект, поэтому отличий в том, где должны располагаться мусорные баки, нет. Твердые бытовые отходы, как более узкое понятие, входят в состав термина «Твердые коммунальные отходы».

Учитывая, что термин ТБО применяется в более старых документах, отличия в том, что новыми документами для площадок установлены дополнительные требования. Их мы описали выше.

Для ТКО установлены не только специальные нормы размещения мусорных контейнеров от жилых домов, но и требования для самих баков, сбора и вывоза мусора.

Постановлением Госстроя №170 от 2003 года установлено, что сбор мусора производится в:

  • переносные металлические мусоросборники, вместимостью до 100 л для домов, где живут менее 200 человек;
  • до 800 л, для домов, в которых проживает более 200 человек.

Согласно пункту 3.7.4, они устанавливаются на бетонированную или асфальтированную площадку, огражденную железобетонными стенками или кустарниками, учитывая санитарные нормы размещения мусорных контейнеров от дома и требования к размерам баков. Если контейнеры с колесами, то необходимо оборудовать место пандусом от проезжей части и бордюром. При трудностях с использованием металлических баков зимой и как временная мера допускается установка съемных деревянных ящиков без дна. Окраска металлических сборников производится 2 раза в год весной и осенью.

Расстояние до дома или объекта инфраструктуры

Наибольший интерес жителей вызывает вопрос о расстоянии до мусорных контейнеров. Когда расстояние от мусорных баков до жилого дома невелико, это существенно упрощает вынос мусора. Зато создаёт проблемы с неприятными запахами в жару и прочие, более серьёзные неприятности. Зону сбора бытовых отходов от жилого дома не должно отделять более 100 м, чтобы не создавать неудобств жильцам. И её желательно поместить не со стороны парадного входа. Но и располагать ближе 20 метров не позволяется. Иначе испарения и запахи существенно испортят жизнь жильцам дома.

До многоэтажного строения

В районах многоэтажной застройки контейнерные площадки для мусора могут оборудоваться рядом друг с другом. Главное при этом, чтобы выполнялись требования относительно свободного подъезда спецтехники. Сторона, свободная от непрозрачного, водостойкого и негорючего заграждения, будет в этом случае общей.

Поместят такую зону для утилизации отходов в 20-100 метрах от зданий, сзади или сбоку.

Относительно соседства с автомобильными гаражами предписаний нет. Достаточно наличия пространства для проезда и маневрирования.

Удалённость от садика, школы и детской площадки

В местах, где всегда много детей, наличие мусорных баков становится необходимостью. Однако, чтобы не допустить ухудшения санитарно-гигиенической обстановки, контейнеры располагают не менее, чем в 20 метрах от спортивной или детской площадки.

В детских садах и школах место для сбора мусора располагают там, куда дети не допускаются. Расстояние до него отмеряется от двери чёрного хода, хозблока, мастерских, спортплощадки.

До магазина и общественных учреждений

Для торговых точек санитарные нормы предписывают размещение собственных баков для сбора мусора. Это разумно, так как магазинам вменяется в обязанность отвечать за поддержание чистоты на окружающей территории. Ставят их с тыльной стороны здания, где нет прохода для покупателей.

Не возбраняется устанавливать мусорные контейнеры магазинам и общественным учреждениям по соседству с выставленными контейнерами у жилых домов. Но желательно получить согласие обслуживающей их, управляющей компании. Минимальная удалённость зоны утилизации мусора от общественных зданий и магазинов не может быть менее 20 метров. Однако дистанция не должна оказаться такой, чтобы вызвать затруднения при необходимости избавиться от бытовых отходов.

До частного дома

При установке мусорных контейнеров в частном секторе минимальную 20-метровую дистанцию от жилья выдержать, в большинстве случаев, сложно. Существующие правила установки мусорных контейнеров предлагают принимать в расчёт также:

  • заборы вокруг строений;
  • источники, откуда берут питьевую воду;
  • красную линию, определяющую, где проходит граница территории общего пользования;
  • подземные инженерные сети и коммуникации. Над ними ставить баки запрещено, чтобы не перекрывать доступ и не допустить повреждения;
  • тротуары.

Так как порядок размещения баков для сбора мусора при малоэтажной застройке соблюсти непросто, то приходится собирать комиссию с участием:

  • санитарного врача;
  • представителей коммунальной службы;
  • депутатов и членов органов местного самоуправления.

Минимальное расстояние до жилья решением комиссии может быть сокращено до 9 метров.

В сельской местности и посёлках городского типа

Подобные проблемы установка контейнеров для мусора вызывает в сёлах и посёлках. Решение о выборе места для мусорных контейров принимается сельсоветом или поссоветом

Им приходится принимать во внимание нормативы по размещению мусорных баков с учётом:

  • соблюдения минимального 9-метрового расстояния от электрической подстанции и газового распределительного узла;
  • отдаления от железнодорожной насыпи на 20-метровое расстояние. При этом нужно поставить ограждение и со стороны автотрассы;
  • согласования с природоохранными организациями, если рядом находится лес или природный заповедник.

Типы площадок

Контейнерную площадку для сбора мусора располагают на асфальтовой или бетонной платформе с уклоном 0,02% в сторону подъезда для мусоровоза. Требуется ограждение контейнерных площадок с трёх сторон высотой более 1 м и крыша.

Площадки под ТБО

Под бытовые отходы изготавливают ограждения разной площади в зависимости от нужд жильцов: самые маленькие рассчитаны на 2 контейнера, самые большие – на 6. Они могут иметь запирающиеся ворота или свободный вход. Обычно имеют не глухую конструкцию: для вентиляции оставлен зазор между стенками и крышей.

Площадки под ТКО

В районах со скоплением бизнес-центров или торговых площадей востребованы ограждения под твёрдые коммунальные отходы. Они отличаются большой вместимостью: там устанавливают 6 контейнеров стандартного размера или один 8-кубовый накопительный бак.

Процедура согласования организации новой площадки

Все контейнерные площадки должны вноситься в местный реестр, на основании которого с региональными операторами заключается договор на обслуживание. Это еще одно нововведение «мусорной» реформы, поэтому процедура до конца не урегулирована. В законодательстве не указаны сроки внесения в реестр площадок, открытых до обновления требований. Обязанность по согласованию новой площадки лежит на собственниках территории и ответственных лицах (например, управляющих компаниях). Инициировать открытие новой площадки могут и простые граждане, но достичь результата можно только при содействии управляющей компании.

Для согласования и легализации использования новой контейнерной площадки необходимо проделать ряд действий:

  • собрать пакет документов;
  • получить ответ от регулирующего органа;
  • внести сведения в реестр.

Необходимые документы и подача заявки

Для согласования новой площадки достаточно отправить заявку с пакетом документов в уполномоченный орган. Это возможно, если местными органами власти установлена форма заявки и возможный комплект необходимых документов. Если форма не утверждена, то заявка подается в свободной форме с указанием параметров новой площадки: расположения, вместимости, и т.д. Обычно параметры новой площадки указываются в виде проекта, который необходимо утвердить в Росприроднадзоре. Для разъяснения необходимо обратиться в местный орган Росприроднадзора – это ведомство отвечает за контроль деятельности по обращению с отходами в регионе.

Возможные причины для отказа

Заявка рассматривается местными органами власти в течение 10 дней, которые могут ее отклонить на основании ряда причин:

  • открытие приведет к ухудшению экологической и санитарной обстановки;
  • заявка оформлена неправильно;
  • ошибочные данные в проекте;
  • представлены не все документы.

Срок устранения причин несоответствия составляет 30 дней, подача новой заявки возможна по факту исправления замечаний. Они указываются в письменной форме в ответе на заявку.

Внесение сведений о новой площадке в реестр

На основании согласованной заявки вносятся изменения в реестр в течение 5 дней с момента утверждения. Реестр должен быть в открытом доступе в интернете на официальном сайте администрации. Там указываются сведения о площадке: расположение, размер, ответственная сторона, источники образования ТКО. Если изменения в реестр не внесены, то необходимо обратиться в местный орган власти для исправления. Отсутствие сведений в реестре может отрицательно повлиять на выполнение обязательств региональным оператором, который ссылается только на внесенную информацию.

голос

Рейтинг статьи

Увидели нарушение – что делать?

Если нормы установки и правила обслуживания территории для мусорных контейнеров нарушены, жители имеют право обратиться с жалобой в органы Роспотребнадзора.

Для разрешения конфликтов создаётся комиссия с представителями управляющей компании и районной администрации.

Неотъемлемый элемент жилой застройки — контейнерная площадка для мусора, размеры и нормы установки которой строго регламентированы. Жёсткие требования установлены не только к самим мусорным контейнерам, но и к месту их расположения. Оно должно быть достаточно удалено от дома и определённым образом обустроено.

Лицо, ответственное за обслуживание площадки

В зависимости от того, на чьей земле расположена площадка, ответственность за ее обслуживание несут:

  • региональный оператор по утилизации ТКО;
  • управляющая компания;
  • собственник земли;
  • органы местного самоуправления.

Информация о выявленных нарушениях поступает в местные органы власти. Там разбираются и определяют конкретного виновника, выясняют, какая организация не соблюдает закона.

Взыскания и санкции в случае нарушения

При обнаружении нарушений со стороны частных лиц на них накладывается штраф до 2 тыс. рублей. Юридические и должностные лица должны будут уплатить до 20 тыс. рублей.

Что делать при обнаружении нарушений с чужой стороны

Если отходы вовремя не вывозятся и бак переполнен, жалобу принимает региональный оператор. СМУ, в свою очередь, подает заявку на расположение дополнительного места сбора отходов и жалобу в муниципалитет.

Мусорная реформа направлена на очистку городов и поселков от мусора и переработку отходов в соответствии с требованиями санитарных норм.

Нормы размещения мусорных контейнеров от жилых домов

СанПиН (или санитарные правила) разрабатываются на основе проведенных научных исследований и рассчитаны на безопасность населения и его бытовые удобства. Именно поэтому расстояние до мусорных баков от дома не допускается, по санитарным нормам, менее 20 и более 100 м.

Помойка во дворе

Если дистанция между домом и мусорным контейнером составляет меньше установленного по СанПиН норматива, оно не выполняет установленного предназначения. Но если расстояние от мусорки больше, оно создает неудобства для жильцов, вынужденных ежедневно путешествовать с мусором на значительную удаленность. В многоквартирных домах проживают разные категории населения, и особенно сложно такие походы к мусорнику совершать пожилым людям.

В 2019 году за вывоз отходов и содержание в относительном порядке специальных ёмкостей должна отвечать компания, которая выиграла тендер по данному направлению. Ранее за выполнением этих обязанностей (своевременностью вывоза мусора, санобработкой мусорных контейнеров и площадок под баки) обязан был следить глава управления жилфондом административного района.

Завал на площадке

Решать, как располагать площадки с мусорными контейнерами, должно не менее трех участников процесса – органы санитарного надзора, управление по архитектуре и жилуправление. В ситуациях, когда норма, указывающая должный отступ от мусорного бака или контейнера до жилого дома, по каким-либо причинам невыполнима, решение выносится специальной комиссией.

Нормативные акты

Расстояние от мусорной площадки до жилого дома, как минимальное, так и максимальное, регламентируется несколькими основополагающими документами:

  1. СанПиН 1.2.2645-10 (санитарно-эпидемиологические правила и требования), который был утвержден в 2010 году специальным постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации.
  2. СанПиН 42-128-4690-88.
  3. СНиП, принятые в разное время, определяют расстояния от ИЖС, расположенных в частном секторе, где выполнение нормативов подчас невозможно соблюсти.
  4. ФЗ-503 – изменения в законодательстве, принятые в декабре 2017 года, которые вступили в действие в 2019 году и более известны как Закон о мусоре – о новом порядке складирования и вывоза отходов на мусорные свалки. В нем обязанности по вывозу мусорных отходов перекладываются на местные власти и определенного на конкурсной основе регионального оператора (компании, занимающейся вывозом и складированием различных категорий отходов, твердого и бытового мусора).

Чисто и убрано

Расстояние от дома до мусорной площадки определятся по санитарным нормам. Помойка может располагаться на удалении от жилого дома от 20 до 100 м и должна соответствовать перечисленным нормам расстояний.

Виды контейнеров для раздельного сбора

Контейнеры условно можно разделить по месту их назначения.

В офисе

Для офиса наиболее подходящей является компактная сортировка мусора. Чем меньше места занято тарой для мусора, тем лучше. Все должно быть функциональным и не противоречить концепции интерьера. Контейнеры разного назначения могут стоять отдельно, а могут быть слиты в единое целое.

Офис нуждается в контейнерах для бумаги, пластика, картона и т.п. В комнате для курения, можно поместить специальную урну для пепла. Для макулатуры необходимы отдельные огромные контейнеры, объём которых – 132 литра.  Иногда в инновационных урнах находятся съемные разделители. Контейнеры с разделителями можно приобрести для любого офиса.

В школе

Проведение такой полезной работы повышает репутацию любого учебного заведения. А ученикам с детства прививается культура, и желание заботиться о благополучии планеты. Учителя должны подавать пример привнесения собственного вклада в развитие экологического сознания людей. Внедрение экологического сознания должно стать одной из важнейших задач воспитания школьников. Этот процесс идёт во всех развитых странах мира. Там существуют специальные организации, защищающие окружающую среду.

В столовой вполне можно разместить контейнеры для мусора вместимостью в 120 литров или даже 240 литров. Надо сортировать по контейнерам пищевые отходы, пластик и другие вещи. Во дворе школы могут быть оцинкованные контейнеры.

Наклейки, необходимые для сортировки, заказываются вместе с евроконтейнерами. Можно заказать три контейнера, один из которых для стекла, другой – для пластика, третий – для бумаги.

Во дворах

На мусорной площадке во дворе размещать специальные контейнеры вполне эффективно, поскольку большинство россиян вполне хорошо выполняют такие требования и не возникает никаких вопросов о мотивации для разделения мусора. Люди прекрасно понимают, зачем это надо и делают все так, как полагается. Так что Россия может выйти на мировой уровень по соблюдению экологических норм в использовании материалов и сортировке отходов и мусора.

Любое предприятие заинтересовано в решении вопроса о предоставлении вторичного сырья и поэтому должно сотрудничать с коммунальными службами. В каждом дворе должны стоять такие контейнеры для отходов разного вида. Они помогут поддержать экологию в городе.

На площадке двора можно разместить контейнеры для:

  • бумаги
  • пластика
  • стекла
  • других видов мусора
  • бункер, необходимый для ТБО (твёрдых бытовых отходов)

Пластиковые контейнеры, в которые погружают ТБО, оснащаются специальными крышками. Для отдельного сбора мусора хорошо подойдут контейнеры из металла. Нужны отдельные баки для бытовой техники, которая утратила потребительские свойства.

Контейнеры для двора покупаются отдельно или вместе. Можно выбрать оцинкованные, пластиковые или смешанные крышки. Верхняя часть контейнера тоже варьируется в зависимости от погружаемого в него мусора. Чаще всего, контейнеры покупаются минимум по три штуки. Потом наклейкой или краской отмечается их назначение. Могут быть также специальные модели для древесных отходов, тары из пластика или стекла, для строительного мусора и многое другое. На площадках для мусора обязательно должны быть ёмкости для выброшенной мебели.

На производстве и предприятиях

В медицинском учреждении, на заводе, производстве, предприятии, связанном с общепитом, любому человеку хочется видеть ухоженную обстановку. Всему надо отводить подобающее место. Хорошо налаженная система для утилизации придает вид отличной организованности предприятиям

Для клиентов немаловажно, чтобы предприятие было внимательно к порядку и чистоте. Поэтому следует установить ряд контейнеров разных типов

Это могут быть контейнеры, предназначенные для батареек, урны, необходимые для опасных отходов. Если выбрасывается металл, то желательно использовать специальный пресс, предназначенный для банок из алюминия. Он поможет сэкономить много места для отходов в каждом контейнере.

Раздельный сбор для улиц и парков

Общественные места вне помещений, будь то многолюдная улица или сквер, нуждается в нескольких видах урн. Урны могут быть из металла, пластика, бетона, дерева и выглядеть стильно. Экономичным вариантом выноса мусора является раздельный сбор в урны, каждой из которых присвоено название в связи со специализацией мусора.

Возможны отдельные емкости для такого мусора, как экскременты собак, специальные стойки, предназначенные для мусорных пакетов, а также мусорные баки и необходимая тара для отходов от общепита.

Требования СанПиН к контейнерным площадкам для мусора

Общие положения требований СанПиН к контейнерным площадкам выглядят следующим образом:

  1. Организованная контейнерная площадка, предназначенная для выброса физическими лицами, хранения и систематического вывоза твердых бытовых отходов (ТБО) и иных отходов должна в полной мере удовлетворять требованиям СанПиН (разделы с правилами содержания территорий возле жилых пространств).
  2. При вывозе отходов с помощью системы «самовывоза» на конкретной территории должна использоваться талонная система.
  3. Проведение плановой регулярной очистки площадок для мусорных контейнеров выполняется согласно договору и графику, который был заключен между компанией, занимающейся очисткой, и управляющей компанией (по согласованию с местной Санэпидемстанцией).
  4. Созданная мусорная площадка должна обеспечивать всем лицам свободный, быстрый выброс отходов.
  5. Должен быть организован систематический вывоз накопленного мусора из контейнеров на мусорные полигоны либо для вторичной переработки. Этим должна заниматься управляющая компания, обслуживающая территорию.
  6. Организация, проведение плановых работ, режим выброса и перевозки отходов определяются по решениям, принятым в органах местного самоуправления.
  7. В зонах с плотной застройкой систематичность чистки, дезинфекции контейнерных площадок устанавливается в соглашении с Санэпидемстанцией и муниципальными органами.
  8. Каждый факт вывоза скопленного мусора с контейнерной площадки должен быть отмечен в путевом листе.
  9. Для обеспечения звукового комфорта и отсутствия лишнего шума вывоз ТБО с контейнерных площадок должен осуществляется не позднее 23.00 и не ранее 07.00.

Виды мусорных контейнеров и их предназначение

Мусорная площадка, организованная возле жилых пространств или промышленных предприятий в населенных пунктах, оснащается контейнерами. Их можно классифицировать: по предназначению, объему, материалу изготовления.

По предназначению выделяют следующие виды контейнеров:

  • Для перевозки крупногабаритного мусора.
  • Для сбора, хранения и транспортировки ТБО (ТКО).
  • Специализированные (для временного хранения, перевозки отходов разных классов опасности).

По объему принято различать следующие виды контейнеров:

  • Небольшие бытовые баки, вместительность которых варьируется от 50 до 330 литров. Применяются в частном жилом секторе, в небольших жилых и производственных помещениях.
  • Металлические мусорные баки (старого образца). Изготавливаются из различных металлов (обычно недорогих). Можно повсеместно встретить в городах и пригородах. Объем тары – от 0,5 до 0,8 м³.
  • Контейнеры для ТБО стандарта «Евро». Металлические модели с оцинкованной поверхностью. Долговечны, устойчивы к различным атмосферным воздействиям. Имеют приятный внешний вид. Объем – от 1 до 1,3 м³.
  • Контейнеры типа «Колокол». Могут быть металлическими и стеклопластиковыми. Применяются обычно для сбора строительных отходов, имеют объем от 2 до 5 м³.
  • Контейнеры типа «Лодочка». Повсеместно используются на контейнерных площадках возле многоквартирных домов. Объем – от 1,2 до 10-15 м³.
  • Контейнеры, предназначенные для тросового захвата. Используются для сбора крупногабаритных отходов. Объем – от 2 до 40 м³.

По материалу изготовления различают следующие типы контейнеров:

  • Пластик. Емкости имеют небольшой вес, подходят для использования в жилой и промышленной сферах, не подвержены воздействию коррозийных процессов, обладают стойкостью к температурным воздействиям.
  • Металл. Универсальны в использовании, могут быть разной формы и объема, имеют длительный срок эксплуатации.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector